Перед Новым годом принято строить всякого рода прогнозы – чего нам ждать и откуда. Мы шагнули дальше. Решили заглянуть в будущее и подумать о том, каким будет наш город через 20 лет. Конечно, говоря о годе 2037 нельзя не учитывать сегодняшних реалий. Предновогоднее интервью Елены Баевой и Ольги Олисовой, руководителей Исследовательской группы «Свободное мнение», о городской среде, тенденциях в недвижимости, ожиданиях покупателей и реакциях продавцов – наш подарок к празднику!
– Социологичесвкие исследования помогают сориентироваться как покупателям, так и продавцам. А можно ли с их помощью представить, как люди будут жить через 20 лет, в каких условиях, каким будет их город?
– На протяжении 10 лет существования «Свободное мнение» постоянно занимается изучением вопросов недвижимости и городской среды. Маркетинговые исследования помогают составить адекватную картину, что на сегодня является самым востребованным в сфере жилья. Но вот если говорить о жилищной политике лет через 20, тут нужны совершенно другие методы анализа. Социолог не только много знает про общество, но и может немало о нем предположить. Будущее проистекает из прошлого, так что что-то мы можем предположить, глядя на современное отношение людей к среде своего проживания.
– И как сегодня обстоят дела с покупательской активностью в сфере недвижимости?
– Нужно понимать, что покупательская активность – это следствие покупательской способности. Конечно, спрос в последние два года существенно ниже. Но! Ниже, чем в благоприятные для нашей страны 2011-2013 года. В 2014 году в условиях довольно позитивной экономической ситуации, но между тем на пороге ожидаемого спада, мы наблюдали период ажиотажного спроса на жилье. Сейчас, согласно исследованиям «Свободного мнения», доля населения, которая планирует покупку жилья, снизилась на треть – по сравнению с 2015 годом.
– О чем беспокоятся наши горожане сегодня при выборе недвижимости?
– Стоит разделить покупателей «первички» и «вторички». Тем, кто ищет новое жилье, помимо стандартных критериев (цена и качество), важно экономическое положение и репутация застройщиков. Сегодня это очень весомый аспект, который вырос из всех историй с обманутыми дольщиками. Сможет ли компания достроить дом, сдаст ли она его в срок, какие документы у нее есть – все это важно для принятия решения. Благо, что большинство покупателей сегодня учитывают эти критерии. Что касается состояния жилищного фонда и качества коммунальной инфраструктуры, эта тема больше волнует покупателей «вторички».
– А как и чем сегодня завлекают своих клиентов застройщики?
– Тут тоже стоит разделить застройщиков на категории. У нас есть сегмент «эконом», есть сегмент «бизнес-комфорт». И есть элитное жилье. В кризис относительно комфортно себя чувствуют первые и последние. Среди представителей социальной застройки сегодня разыгрались нешуточные ценовые войны. Застройщики играют ценой, чтобы привлечь покупателей. Так или иначе им это удается. В последнем сегменте ничего не происходит. Здесь стабильно ставка делается только на эксклюзив. Те, кто хочет купить дорогое жилье, естественно уже имеют на это средства. Что касается позиции «жилье бизнес-класса», то здесь застройщики только сейчас начинают «узнавать» своих покупателей. Они пытаются привлечь новыми характеристиками недвижимости, например, рекламируя так называемое «умное жилье»: эргономичные планировки квартир, дворов, полное высвобождение дворовой территории от машин и так далее. Однако эти попытки нельзя назвать особо успешными. Создается впечатление, что застройщики этого сегмента не могут понять, что около-средний класс уменьшается и будет уменьшаться. Пока они живут в иллюзиях, что на рынке все по-прежнему хорошо.
– Итак, исходя из дня сегодняшнего, чего же мы можем ожидать лет через 20. Какие требования будут предъявлять покупатели через 20 лет?
– Так или иначе, жилье как строилось, так и будет строиться. Его количество будет зависеть от экономической ситуации. А, вот что касается его качества, то хотелось бы, чтобы потребители нового времени стали предъявлять к нему новые требования. Как правило, характер поведения родителей, а следовательно, и их ожидания от среды обитания, в будущем будут транслировать дети. Для комфортной жизни будущего поколения современным родителям нужно пересмотреть свои взгляды на устройство городской среды. Пока же 56% россиян предпочитают пассивный отдых дома, и только 32% готовы проводить выходные, выходя за пределы домашних стен. При этом лишь 17% наших соотечественников готовы вместе с властью и застройщиками улучшать городскую среду. Это активные люди, желающие вникать в суть вопроса и принимать участие в его решении. Вероятнее всего, через 20 лет именно такое же количество граждан будут предъявлять высокие требования к городской среде.